[1]
[2]
[3] [4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[на главную]
2.1. Никто не ищет подземные ходы, так как там нет ничего, кроме ценностей и церковных архивов
Всегда всё, что находится под землёй, вызывает повышенный интерес у исследователей, а находки, поднятые из недр, помогают в раскрытии исторических тайн, или задают учёным новые загадки, требующие дальнейшего изучения и анализа. Известный русский историк и исследователь Матвей Песковский ещё в начале века о вятских подземных ходах писал следующее: 1 «...весьма характерный для Вятского края остаток старины — подземные ходы, как свидетельство о той скрытой, затаённой вражде, которая в течение целых веков существовала между прошлым – русским и коренным населением этого края. Под городом Вяткою, слободою Кукаркою и в их окрестностях, по берегам Камы и во многих других местах существует целая система подземных ходов, простирающихся иногда до 15 вёрст. В некоторых местах ходы эти укреплены каменною кладкою или дубовым тёсом, и, несмотря на седую давность, местами сохранились очень хорошо. Посредством этих ходов сообщались предместья с городом и отдельные части города между собой, о также и отдельные сёла друг с другом. Посредством этих ходов спасалось население во время нападений на него враждебной стороны и подавалась помочь осаждённым. При рытье погребов и канав то и дело наталкиваются теперь то на стены и срубы подземных ходов то на железные двери, ведущие в эти подземелья. Ходы эти таят в себе целую историю о тон именно эпохе Вятского края, которая до сих пор ещё остаётся тёмною, загадочною, не изученною.
Поразительная индифферентность, с которой до сих пор относились к этим ходам. Натолкнутся на тот или другой ход, на железную дверь, ведущую в таинственное подземелье, — постучат в эту дверь, потопчутся около открытого хода – и опять засыпают его. А там-то, за этой подземною, массивною железной дверью, в этом страшном подземелье — целая история, можно сказать, покорения и заселения Вятского края русскими, борьбы их с аборигенами этой земли и народностями, учинявшими сюда набеги с целью грабежа! … Курганы и городища, побоища и пепелища изучены сравнительно довольно сносно. Но пещеры и подземные ходы — ждут, не дождутся их изучения! ...».
В 1974 году город Киров праздновал 600-летие. Разговоры о достоверности принятой даты в народе чередовались со слухами о существовании подземных тайников, где могли находиться спрятанные церковные архивы и документы, про¬ливающие свет на историю Вятского края. В то время активно начала работать секция спелеологии, которая организовывала экспедиции и открывала всё новые и новые пещеры как в области, так и за её пределами. Главный архитектор города Г.Д. Охапкина «благословила» спелеологов на сбор сведений и на поиск подземных ходов города Вятки. В состав группы входили и краеведы, и геологи, и просто спортсмены: В.Владимиров, А.Иванов, А.Кизик, С.Ляпустин, А.Михеев, Г.Перминов, В.Разборов, А.Русских, А.Фокин — автор этих строк, и множество дру¬гих энтузиастов.
Сейчас таких людей, которые ищут, находят и путешествуют по подземным лабиринтам го¬родов, называют диггерами. Диггеры сегодня объединяются в свои клубы. Люди эти, как правило, одержимые в своем увлечении, считают себя немножко «повёрнутыми» и, как настоящие фаны, сами называют рамки своего содружества не клубом, а планетой Андеграунд. Опускаясь в городские подземелья, они считают, что попадают в мир, спроектированный своим же воображением, мир, параллельный нашему, как бы зеркальный, фантастический мир.
Мы в то время были пионерами диггерского движения, но не искали параллельных миров, а изучали исторические факты, проверяли возможность существования подземных ходов. Главная цель состояла в том, чтобы на основании собранных данных можно было произвести раскопки, отыскать сохранившиеся ходы и найти тайники. Но, несмотря на важность собранных сведений, местное КГБ засекретило основную часть собранных нами материалов для публикации в местной прессе. Можно сказать, что интереснейший, наиболее загадочный и таинственный пласт истории культуры нашего города остался до конца неисследованным.